воскресенье, 17 августа 2014 г.

Александрийские заметки. 18.

Мусульманское бракосочетание: законы и традиции. Часть третья.

источник : http://abu-mansur134.livejournal.com/

Арабскую свадьбу предваряет помолвка [хитба], обычно без нее ничего не происходит. Когда молодые уже приходят к согласию, принимая решение, что подходят друг для друга, когда у жениха есть уже варианты для проживания с семьей, то назначается помолвка. В народе ее называют еще «шабка», что, кстати, переводится на русский «сеть».
Обычно это мероприятие происходит поздно вечером или даже ночью. Родственники с обеих сторон знакомятся, жених преподносит невесте в дар золотые украшения. Если обе семьи особо не придерживаются законов ислама, то громко звучит музыка, поют песни, танцуют. Если же семьи соблюдающие мусульмане, то музыки практически не бывает и тем более ни кто не танцует.
На помолвке назначают дату свадьбы и что интересно промежуток между хитбой и никахом (помолвкой и свадьбой) может быть абсолютно разным от полугода до четырех-пяти лет. Все опять же упирается в жилищные проблемы. Семьи молодых выбирают один из трех вариантов их решения. Первый, когда жених должен оплатить свадебные расходы и предоставить к началу совместной жизни и квартиру, и всю мебель с бытовой техникой. Такой вариант предпочитают в сельской местности, хотя и в городах он тоже не редок. Второй наиболее преобладающий вариант – это когда квартира и бытовая техника от жениха, а мебель от невесты. И еще есть случаи, когда жених предоставляет квартиру и технику, а на мебель он дает деньги семье невесты, что бы они сами купили то, что им понравится. Те при желании и возможности могут добавить к полученной сумме что-то свое. Хотя говорят, что жених, увидев приобретенную мебель, остается почти всегда недовольным, мол «я столько денег дал, а вы купили что попало».
Что самое удивительное для меня, так это ожидание от года до трех между помолвкой и свадьбой. Это считается нормальным явлением. Однажды в нашем подъезде тоже была хитба, и я спросил у консьержа свадьба ли это. Он же в ответ только рукой махнули. Это, мол, только «шабка» - предварительная договоренность, настоящее бракосочетание еще не скоро. 
Естественно, за период ожидания может произойти все что угодно. А в случае размолвки подаренные золотые украшения девушка возвращает обратно. А бывает и оставляет себе. Все зависит от благородства парня и местных традиций. Один имам говорил на пятничной проповеди, что некоторые девушки специально заключают помолвки по несколько раз с разными ребятами и потом инициируют ссоры и расторгают хитбу, что бы ей надарили побольше золотых колец, браслетов и цепочек. 


В Тунисе мужчины мне рассказывали, что помимо золотого кольца на помолвку [хитбу] жених должен приходить на каждый праздник с дорогими сладостями (с фисташками, миндалем, грецким орехом и натуральным медом). Еще в процессе ожидания жениху могут выставляться новые и новые требования по подаркам на свадьбу и всяким мелочам. Хотят какой-нибудь особенный зал торжеств, салон красоты, где невеста целый день перед свадьбой будет украшаться с сестрами и подругами, ансамбль. Также нередко случается, что если у невесты старшая сестра ранее вышла замуж и получила в подарок определенное количество золотых украшений, то и все младшие сестры должны получить не меньше. Вследствие всего этого жених начинает уже всех по-тихому ненавидеть и терпеливо ждет своего часа. Потому что после свадьбы он становится полновластным хозяином в своей семье и теперь уже он приобретает право требовать и получать то, что желает.
Конечно же, хитба – это серьезное событие в жизни обоих молодых. Но особенно радуются и хотят показать свой новый статус девушки. Ее теперь называют «махтуба» помолвленная. Она носит подаренное колечко на определенном пальце и все мужчины понимают, что к ней свататься уже нельзя. 
Однажды, общаясь с дочерью знакомых арабов, услышал от неё: 
- Ой, да я занята, я так занята, у меня времени нет, я замуж выхожу.
- А когда выходишь то? - спросил я. 
- Через полгода! - ответила она со счастливым лицом. 
Времени на самом деле у нее еще очень много, просто надо похвастаться перед людьми и покозырять перед подругами.
Если в нашей стране девушка до двадцати пяти из всех старается выйти замуж, то здесь в этом возрасте для девушки быть незамужней считается нормальным. Часто бывает, что девушка засиживается до тридцати пяти и вроде сватаются к ней ребята, но отец не дает своего благословения и она продолжает ждать своего принца с квартирой. Понятно, что шансов у нее с каждым годом все меньше. И я до сих пор не понимаю эту упрямство отца и родственников девушек. 
Как я сам лично понял, свадьба в Египте – это показатель определенного успеха в жизни мужчины, признак того, что он чего-то добился и достиг. Женатые даже ведут себя как-то по-другому. Более степенные, рассудительные, уверенные. А не женатые наглые и напористые, причем как парни, так и девушки. Безработица, бедность, перенаселенность страны откладывает отпечаток на ее гражданах. Надо как-то выживать, зарабатывать, создавать семью. Все норовят пролезть вперед, первым занять место. С одной стороны египтяне очень участливые, готовые помочь, подсказать. Например, в столице ты можешь сколько угодно спрашивать, «как пройти, где находится» и они обязательно остановятся, и будут терпеливо объяснять и показывать. Порой, даже просто стоишь на перекрестке и думаешь в какую сторону идти, а они сами предлагают абсолютно безвозмездную помощь. 
А вот с другой стороны их наглость и жадность на базарах, при совершении торговых сделок, беспорядок на дорогах, попытки заработать практически на всем и на всех показывают, что всем места под солнцем не хватает.
Прошу заметить, что вышеперечисленные арабские традиции не имеют отношения к законам шариата, кроме, конечно же, обязанности мужа обеспечивать семью материально, предоставляя жилье, питание и одежду. Но можно же прийти к какому-то согласию по поводу квартиры. И не требовать все и сразу. Ниже, для примера, мы приведем рассказ о том, как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отдал замуж свою дочь Фатиму. 

Замужество дочери Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Фатимы, да будет доволен ею Аллах.
Когда Фатиме исполнилось 15 лет (возраст, подходящий для замужества по канонам Ислама), Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах, просили у Пророка ее руки, но Посланник Аллаха отказал им обоим, сославшись на её молодость. Этим двум великим сподвижникам тогда уже было за сорок. 
А Али ибн Аби Талибу, да будет доволен им Аллах, исполнился тогда 21 год. Он рассказывал: «Мне пришло на ум, что я должен пойти и сделать официальное предложение и попросить у Пророка его дочь, однако я подумал, что это невозможно, ведь я не имею никаких средств. Наконец, пользуясь родственными отношениями с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я пришёл к нему, и высказал своё намерение относительно Фатимы. Вопреки моим ожиданиям, Пророк Мухаммад обрадовался и, принимая моё предложение, спросил: 
- Али, есть ли у тебя какое-нибудь имущество? 
Я ответил: 
- Помимо коня и щита у меня ничего нет.
Пророк сказал: 
- Воину, конечно, конь необходим. Иди и продай свой щит.
Али продал свой щит за 400 дирхамов (серебряных монет). После чего, Посланник Аллаха позвал Билала, да будет доволен им Аллах, и попросил принести благовония и некоторые другие вещи, и отправил Анаса Ибн Малика пригласить Абу Бакра, Усмана, Зубайра и еще несколько мединцев, да будет доволен ими Аллах. Когда они все явились и расселись по местам, Пророк Мухаммад прочитал свадебную проповедь [хутбату никах] и отдал свою дочь Фатиму в жены Али. 
- Будьте все свидетелями, я отдал Фатиму замуж за Али. Свадебный дар [махр] составляет 400 дирхамов и Али согласился с такой суммой. 
Затем он поднял голову и произнес молитву [ду’а]. Фатима была отведена к мужу без всякого шума и крика, в сопровождении Умм Айман. 
Посланник Аллаха дал своей дочери Фатиме серебряный браслет, две йеменские простыни, 4 матраца, одно шерстяное одеяло, одну подушку, одну чашку, одну ручную мельницу, маленький кожаный бурдюк и глиняный кувшин. Он также посоветовал им, чтобы домашнюю работу делала Фатима, а работу вне дома делал Али. 
Вот таким обыкновенным образом состоялась свадьба дочери лучшего из людей последнего божьего Посланника избранного Аллахом. Как видите сами, свадебный обряд был очень прост и легок для исполнения. Пророк на собственном примере показал нам как нужно это делать. 

Полезные выводы из этой истории
1. Современные свадебные обычаи как, например, помолвка, противоречат наставлениям Пророка Мухаммада. Хватает устного предложения и ответа на него.
2. Затягивание женитьбы (никаха) без необходимости по достижению соответствующего возраста – неправильно.
3. Предпочтительно, чтобы невеста была на несколько лет моложе жениха.
4. Нет ничего плохого в том, чтобы пригласить близких людей на церемонию никаха, которая должна проходить гласно и открыто. Также нужно помнить, что не следует предпринимать специальных усилий, приглашая гостей издалека, а позвать тех, кто рядом (соседей, односельчан и т.д.). 
5. Если отец невесты алим (религиозный ученый) или имам, то ему самому следует провести никах.
6. Неправильно требовать от жениха чересчур большой свадебный дар [махр].
7. Свадьба любимой дочери Посланника Аллаха прошла самым простым образом, без помпы и мишуры, хотя она приходилась дочерью лучшему из людей.
8. Даже имея достаточно средств, если мы тратим их на экстравагантные свадебные церемонии, устраивая показ на весь мир, покупая дорогие наряды и заказывая кортежи, то это всего лишь пустая трата средств и расточительство [исраф].
9. И вовсе противоречит Исламу то, что неимущие берут деньги в долг или кредиты, чтобы устроить пышную свадьбу.
10. Это заблуждение считать, что наш имидж и уважение среди людей снизятся, если не пригласить много людей на свадьбу. Может ли наш престиж сравниться в чём-либо с величием Посланника Аллаха?

В следующей части мы продолжим, если позволит Всевышний, рассказывать о традициях и законах мусульманского бракосочетания. Еще хотел бы рассказать Дорогому Читателю о многоженстве и положении женщины в исламе. Однако все по порядку.

Комментариев нет :

Отправить комментарий