воскресенье, 10 августа 2014 г.

Волшебный сад “Мадины” внутри Казани

Верующие Казани уже давно с нетерпением ожидают, когда в Советском районе Казани с населением 269 тысяч человек появится новая мечеть. А пока что находящаяся на краю Советского района мечеть «Медина», расположенная на ул.Курчатова между микрорайонами “Аметьево” и “Горки”, является единственной мечетью в этой части города. Ее называют “духовным оазисом среди бездушной городской застройки”. У каждой мечети Казани есть свое лицо. А мечеть “Медина” я бы назвала мечетью в райском саду, так как мечеть действительно расположена в центре ухоженного сквера, который силами прихожан мечети превращен в удивительный сад. Муаззин мечети Рамил хазрат Фарзиев (кстати, выпускник РИУ) рассказывает, как в дни своего дежурства перед утренним намазом слушает по утрам пение соловьев. Рядом бьет целебный родник, к которому приезжают со всего города.
Это настоящая татарская мечеть, построенная в 1996-1997 годах по проекту архитектора Р.В. Билялова. Она возведена в традициях татарского зодчества: одноэтажная, деревянная, с цокольным этажом и четырехярусным восьмигранным минаретом, размещенном в центре крыши. В срубе находятся мужской зал и вестибюль. Если вначале женский зал находился в подвальной комнате, то теперь женщины молятся в таком же как и сама мечеть, похожем на сказочный терем, отдельно возведенном поблизости, здании медресе. “Нет сомнений, что мечеть выполнена с любовью”, – написала в свое время о мечети журналист Ирина Марыкова, – “каждый ее элемент привлекает и радует взгляд. Вот фасады здания, украшенные резными, полихромно раскрашенными деталями. Вот минарет – его второй и четвертый ярусы опоясаны круговыми восьмигранными балконами, будто шея красавицы ожерельем. А «Медина» и есть красавица, да еще и волшебница: жители не раз отмечали, что приходят сюда со своими проблемами и болями, а уходят спокойными, умиротворенными, с уверенностью в завтрашнем дне” .
мечеть Мадина в Казани
Фото сайта vsedomarossii.ru
Волшебство этой мечети довелось почувствовать и мне. Подъехав к мечети с небольшим опозданием и попав в перерыв между ракаатами, я услышала, как из динамиков раздается дружный мужской хор, исполняющий коллективный зикр “Альвидаг”, посвященный месяцу “Рамадан”. Как потом разъяснили, первые двадцать дней месяца в перерывах коллективно читают зикр “Субхан, Малик аль-малакут..”, а “Альвидаг” в качестве прощального зикра читается последние десять дней. Главным имамом мечети является Гыйльмулла хазрат. Сегодня молитву возглавляет второй имам – Абдулла хазрат, присланный ДУМ РТ из Азнакаево. Имамов молодого поколения сменилось немало. Молодежь говорит, что со стариками работать не легко. А старикам обидно, что молодежь не советуется с ними, даже членов Совета улемов, не приглашаются на заседания в Духовное управление. Не до конца понимают и среди старшего поколения инициативу муфтията о внесении изменений на времена намазов летнего периода. Действительно, пожилым людям трудно привыкать к резким изменениям, только приспособятся под определенный режим, как со второй недели августа время ночного намаза отодвигается на целый час позже, а утреннего – на два часа раньше. Эти изменения простыми верующими воспринимается как попытка создания видимости работы (”Намаз вакытын үзгәртеп, эш күрсәткән булалар”). Да уж, со стариками, действительно, не просто. Но прислушиваться к их мнению, на мой взгляд стоило бы. Искренне надеюсь, что бабаям и апалар никто не будет предъявлять претензии за излишнюю, как кому-то может показаться, откровенность.
К концу таравиха я насчитала более 60 пар мужской обуви в прихожей. Мужской молельный зал площадью более 60 кв.м. полностью заполнен, в цокольном помещении – дополнительный ряд. Во время таравиха в здании медресе я насчитала около 50 женщин: в основном, бабушки в белых платочках, но были и женщины средних лет. По пятницам и праздникам желающие совершить намаз не помещаются в двух молельных залах на первом этаже, комнате в подвале и трех залах здания медресе. В такие дни часть молящихся располагается и на улице. Во время таравих-намаза я заметила много молодежи – почти половина, среди которых были и несколько подростков 10-12 лет. Но все, в первую очередь, здесь ощутимо влияние старшего поколения. Гыйльмулла хазрат, неторопливой походкой пожилого человека выходя из мечети, с достоинством опираясь на свою трость, вспоминает слова своего друга – классика татарской литературы Гарифа Ахунова: “Гыйльмулла, аяк адымнарың кыскарса, – әҗәлең якынайган була” (Гыйльмулла, если твои шаги сократились, значит, скоро уже пора на покой”). Я смотрю на его добрую улыбку, мудрую и озорную искорку в глазах, и понимаю, что нашему поколению повезло: нам довелось соприкоснуться, пообщаться с ними – теми, кто донес до сегодняшнего дня дух той самой, навсегда оставшейся в прошлом, эпохи. И понимаю, что самое главное, что мы еще можем сделать, это разговаривать и разговаривать с ними, слушать их воспоминания, записывать… Они живые носители уникальной информации, знаний о нашей относительно недалекой истории, заключенной в конкретных биографиях, событиях, фактах… И если не зафиксировать сейчас те знания и воспоминания, которыми они готовы делиться с нами сегодня, то потом вряд ли можно будет восполнить их из других источников…
Проводив хазрата, захожу теперь уже в опустевшую мечеть. На подоконниках разноцветная герань, как в настоящем татарском доме. На стенах с двух сторон – полки с книгами, плакаты с цитатами из Корана и сборников хадисов. В ответ на свой вопрос: “Продаются ли книги?”, – узнаю, что Гыйльмулла хазрат категорически запретил заниматься продажей книг, как он сказал: “не нужно превращать Дом Аллаха в базар”. Мне с гордостью показывают книгу под авторством Гыйльмуллы хазрата Халиуллина “Иманлы юлда” (”На пути веры”), изданную в 2009 году к 80-летию хазрата, а также диск, выпущенный в качестве приложения к книге. Получив в подарок брошюру с ежедневными молитвами “Көндәлек догалар”, узнаю, что она была издана для того, чтобы раздавать бесплатно желающим.
Все коммунальные услуги оплачиваются из денег садака (пожертвований прихожан мечети). Наличие автономной котельной способствует значительной экономии. “Если мечетям с центральным отоплением в зимний период исходя из кубометража ежемесячно приходится оплачивать около 50 тысяч рублей, то у нас выходит сумма в три раза меньше”, – делится Рамиль хазрат.
В мечети ежедневно проводятся ифтары и для мужчин и для женщин, на которых участвуют, в оновном, жители махалля. Но если придет еще кто-нибудь со стороны, двери всегда открыты. Сегодня, например, участвовало более 60 человек. Временами бывает, что число участников превышает 100 человек. Список желающих провести ифтар, как и во многих других мечетях, составляется заблаговременно, и, как правило, уже к началу месяца Рамадан все дни бывают расписаны.
Выйдя из мечети опять попадаю в волшебный сад. Вот яблоня, посаженная более 17 лет назад самим Гыйльмуллой хазратом, вот слива, а под деревом вишни вижу высокую стремянку (видимо сегодня только собирали ягоды). Пышно цветут цветы, с особенной гордостью мне показывают распустившиеся австралийские розы. Среди цветочных клумб нашлось место и для грядок с овощами, и для парника, продукция которого подается каждый день на стол коллективного ифтара. Даже варенье свое, варит его из собранных ягод работающая при мечети Мадина ханум. Здесь даже есть свой курятник, и настоящий петух по утрам провозглашает начало нового дня.
Я ловлю себя на мысли о том, как повезло мусульманам, проживающим в прилегающем к мечети микрорайоне. Даже после переезда в другие части города, прежние прихожане для пятничных, праздничных молитв и таравиха продолжают приезжать сюда, так как скучают по тому чувству умиротворения и спокойствия души, которое им довелось испытать в ставшей для них навсегда своей, родной и любимой мечети “Медина”.

Комментариев нет :

Отправить комментарий