четверг, 3 сентября 2015 г.

Мой индийский дневник

Мое открытие Индии
Признаюсь, я никогда не грезила мечтами посетить Индию. Индия ассоциировалась для меня с грязью и нищетой. Самоотверженный поступок матери Терезы, посвятившей свою жизнь служению отверженным и беззащитным неприкасаемым, вызывал глубокое уважение, но ее история еще сильнее отбивала желание самой соприкоснуться с этим миром. Разве что в детстве, после чтения одной книжки об увлекательном путешествии в Индию какого-то мальчика, мечтала было увидеть эту экзотическую страну. Но когда я стала взрослой, Индия не прельщала меня. Хотя в направлении йоги, которым я занималась многие годы, многие участники многократно ездили в Индию, по приезду рассказывали о своих впечатлениях, и каждый раз хотели это сделать снова и снова. Четыре раза даже была в Индии моя мама.  Но меня это абсолютно не касалось. А к этому лету я вдруг поняла, что хочу совершить поездку в эту страну. Но обо всем по порядку.
Более двадцати лет я увлекалась йогой, самостоятельно по книгам пыталась как-то практиковать выполнение асан, дыхательных техник. 12 лет назад после прохождения Базового курса в популярном движении «Искусство жизни», занятия приобрели последовательный характер. Прошла Продолженный курс, который считается второй ступенью, потом были другие курсы, прошла две ступени учительского курса и уже сама, являясь инструктором, проводила курсы для детей, подростков и взрослых. Сама регулярно делала комплекс упражнений, дыхательные техники, медитировала. Практиковала служение, принимала участие в разных проектах и сама организовывала проекты. Все мои дети прошли детские курсы, старшие сын и дочь также прошли подростковые и молодежные курсы. Раз в неделю я посещала коллективные занятия, где мы делали физические и  дыхательные упражнения, а также главную дыхательную практику – Большую Крию, разработанную основателем этой международной организации - популярным индийским Гуру и общественным деятелем Шри Шри Рави Шанкаром. Но со временем возникло ощущение  переливания из пустого в порожнее. Безусловно, все это помогало мне поддерживать себя в хорошей физической и психо-эмоциональной форме. Но я как бы топталась на месте. Так же продолжала обижаться по пустякам и не по пустякам, осуждать кого-то, позволять себе негативные мысли и высказывания, быть временами злой, быть в унынии, лениться. Не было какого-то необходимого  качественного трансформационного скачка в личностном развитии. И я решила прекратить все занятия йогой. Только в редких случаях, когда было очень плохо на душе или возникали проблемы со здоровьем, могла позволить себе сделать какие-то упражнения, дыхательные техники или помедитировать. Но постоянных занятий уже не было. На предложения провести очередной курс не откликалась. Я решила посмотреть – к чему все это может привести. Признаюсь, что было тяжко и становилось еще хуже. В результате я впала в затяжную депрессию на несколько лет. Жила, работала, занималась своими делами без вкуса к жизни, в постоянном состоянии уныния и ужасной усталости.
Так случилось, что подруга привела меня на занятие  школы йоги  Дхарма Шива. Занятия проходили раз в неделю по вечерам. В основном, они сводились к лекции - беседе учителя, иногда проделывали физические, дыхательные  упражнения, и каждое занятие завершалось медитацией. Сначала было ощущение, что нам рассказывают очевидные, уже хорошо известные вещи. Бывало, что некоторые моменты в поведении учителя, когда она, на мой взгляд, слишком жестко обращалась с некоторыми учениками, вызывали у меня  недоумение. Тем не менее, что-то побуждало меня ходить на занятия. Мне нравилось, что здесь было требовательное, строгое отношение к дисциплине. Нельзя было опаздывать, пропускать. Я понимала, что мне необходимо выработать в себе эти качества и здесь все способствует этому. По завершении первого курса состоялся выезд всех участников школы на природу около озера Сайвер, где мы несколько дней  жили в палатках, ели приготовленную на костре назначенными дежурными по кухне еду, занимались йогой, медитировали, слушали лекции, прошли небольшой психологический тренинг. На меня произвело большое впечатление, как все было четко организовано, продуманы все бытовые мелочи. Очаровала природа этого места. И я поняла, что хочу, чтобы ко всему этому были причастны и мои дети.  На второй год занятий уже и темы стали более углубленные, стали открываться ранее неведомые мне нюансы. Во вновь набирающуюся группу я привела двоих своих старших детей и маму. Мы уже теперь могли дома обсуждать информацию, услышанную на уроке.
Самым главным для меня было то, что через занятия в школе я начинала лучше понимать свою религию – ислам, еще больше укрепляться в ней и находить ответы на многие волнующие меня вопросы, касающиеся моего духовного пути. Были моменты, которые вызывали или неприятие или непонимание. Я на них старалась не фиксировать внимание и относилась ко всему как к увлекательному путешествию и хотела узнать, что будет дальше. Если что-то, на мой взгляд, казалось мне противоречащим моим религиозным убеждениям, я просто оставляла это. Но все свои практики начинала с «бисмилля», старалась не пропускать намаз.
Когда на одном из занятий было объявлено, что планируется поездка в Индию, я изъявила свое желание включиться в набираемую группу. Начала готовиться к поездке, копить деньги. В начале этого лета опять повторилась поездка на Сайвер, еще я поехала с небольшой группой отдохнуть на Базе отдыха на Волге, где также ежеднвно проходили занятия. Пребывание на Волге совпало с началом месяца Рамадан, и все эти дни, Альхамдулля (Хвала Аллаху), я соблюдала пост. Это было удивительное время. Ощущения были более утонченными. Там я впервые четко прочувствовала, как жизненная энергия (прана) движется по моему позвоночному столбу, и ощутила свои чакры, о которых до этого располагала только теоретическими знаниями.
И вот, мы группой в 15 человек, двое из которых – это учителя школы (один из них – это руководитель всей группы, основатель школы, его я буду называть В., и одна – учитель группы, в которую ходила я и моя семья, она также является ученицей руководителя, и вот уже несколько лет является довольно успешным учителем, ее я буду называть Е.), уже находимся в Ашраме Саи Бабы (1926-2011) – известного индийского религиозного деятеля, Гуру, который сумел превратить обыкновенную ничем не примечательную деревеньку Пхутапарти в Духовный центр, куда сейчас со всего мира съезжаются тысячи его последователей. Перед поездкой я перечитала о Саи Бабе много информации, которую нашла в интернете, и восторженной и критической, и у меня сложилось довольно противоречивое мнение о нем с преобладанием скептицизма.
Тем не менее, я в Индии, в Ашраме Прашанти Нилаям, который находится в штате  Андхра Прадеш в Южной Индии.

Расписание в Ашраме предполагает полное погружение в индуистские практики. Здесь царит атмосфера строгой дисциплины и сосредоточения в своем внутреннем мире.
После первого адаптационного дня наш распорядок дня был довольно насыщенным и связанным с расписанием жизни Ашрама:
4.00 – подъем (Занятий хатха-йогой не предусмотрены в расписании Ашрама, поэтому если кто-то хотел заниматься, приходилось вставать еще раньше, чтобы успеть сделать асаны и дыхательные упражнения)
5.10 – Открытие малого Мандира –помещения, где состоятся основные практики и ритуалы.
5.10-5.40 – Омкар (21 раз коллективное пропевание мантры «Ом») и медитация.
5.40-6.15 – Коллективнпя Кора - обход вокруг большого Мандира с пропеванием бхаджан.
6.25-7.20 – Пуджа и Абхишека – ритуалы, проходящие в малом Мандире, осуществляемом брамином (индуистским религиозным служителем).
8.00-9.00 – Ведай – слушание исполнения отрывков из Вед в большом Холле помещения Мандира
9.00-9.30 – слушание Бхаджан в том же помещении, завершающееся Арати – выносом священного огня с благословением.
9.30-10.30 – Махасамадхи Даршан – участие в обряде поклонения телу Саи Бабы, находящемуся в состоянии самадхи в помещении большого Мандира.
После этого у нашей группы было свободное время, хотя в это время в Мандире также проходили разные мероприятия.
13.00 – Групповое собрание в одной из комнат членов нашей группы, назначенной Главным учителем, завершающееся медитацией.
После этого также было свободное время
С 16.30 до 19.00 также как и с 9.00 до 11.00 – Ведайа в Холле Большого Мандира, Бхаджаны, Арати, Маха самадхи даршан
19.00 - Ужин
Свободное время, совершение индивидуальной коры (обхода) вокруг Мандира
21.00 – Групповое собрание, медитация
Сон
Учителя предупредили нас, что в первый день пребывания в Ашраме возможны очень интенсивные процессы, выбросы на физическом, психо-эмоциональном и ментальном уровнях. Что нужно все это отслеживать, быть осторожными.
26 июля
Сидим в холле, завершилось исполнение Вед. Сейчас звучат Бхаджаны и действие уже приближается к концу. В зале царит атмосфера, насыщенная любовью. Меня неожиданно для себя самой, прорвало на слезы. Плачу не только я. Я вижу, с какой любовью смотрит Е. на видео с изображением Саи Бабы, по ее щекам текут слезы. Смотрит на него как на кого-то очень родного, по которому так соскучилась и к которому смогла приехать после большого расставания. У меня много вопросов и я мысленно обращаю их к Саи Бабе: «Кто ты? Зачем ты это все создал? Ты сын земной матери. Кто вложил в тебя столько любви?». При этом у меня много сомнений и постоянно возникает вопрос, который я неоднократно задавала себе: «Зачем все это?» и мысленно вопрошала Саи Бабу: «Для чего ты сделал все это?» Я благодарна Богу за то, что могу чувствовать все это и мысленно обращаюсь к Аллаху: «Спасибо, Раббым, что вынуждаешь наши сердца проснуться, очищаешь нас слезами, даешь понять, что такое блаженство. И даешь надежду. К тебе устремляется сердце. Это благодать».
Пожалуй, самая большая потребность человека – это любить и быть любимым. И реализовывать эту потребность удается вот и в таких местах и моментах. Люди собираются здесь, и их тянет сюда именно это – возможность почувствовать любовь. Может это и есть Божественная любовь. Наверное, так и есть. И возможно, кто-то всю свою нереализованную любовь в мирской жизни реализует здесь таким образом.
27 июля. 4.30.
Все стекаются  к малому Мандиру на утренний Омкар. У мужского и женского входа рядами грядок, сидя на земле, пришедшие ожидают своей очереди войти в вестибюль и вновь рассаживаются в грядки, в ожидании входа в зал. Те, чья очередь подошла, поднимаются и заходят по порядку. В 5.10 ворота запираются. Не успевшие попасть в здание, пропевают Ом прямо на своих местах в грядках в вестибюле.  После закрытия ворот не успевшие попасть в вестибюль остаются на улице. Во всем присутствует дисциплина, четкая отлаженность действий. На женской половине охранницы (севадалы) доброжелательно, но настойчиво следят за тем, чтобы все располагались на своих местах, не образовывалось больших зазоров в очереди, чтобы были ровные ряды, соблюдалась тишина.
Нам всем пришлось провести Омкар в вестибюле, как нас рассадили, сидя на полу в своих рядах. Когда мы сидели в ожидании на улице, одна из слонявшихся по Ашраму собак, облизала мне руку. Появилась необходимость обновить тахарат – свою ритульное омовение, которое я сделала для утреннего намаза. Я спросила женщину севадала (охранницу) где вода, сходила туда и еще раз сделала тахарат.
По завершению Омкара все устремились на улицу, оставив обувь в специально отведенном месте. Женщины направились к статуе Генеши (По индуистской традиции - это слоноголовый бог мудрости, преуспевания и изобилия, который считается устранителем препятствий, в том числе и препятствий на духовном пути). Их опять выстроили рядами. Я успела в это время сходить почитать намаз неподалеку от этого места среди деревьев в уединенном месте. Вернулась к тому времени, когда вся эта масса женщин направилась на обход мандира. Когда женщины с пением шествовали по своему маршруту, мужчины охранники стояли по внешнему кругу спиной к шествию. Что-то трогательное было в том, как они стоят неподвижно, отвернувшись от женской массы. Проходя мимо ворот выхода из Ашрама, я обратила внимание на то, что даже там охранники стояли отвернувшись. Севадалы-женщины шли по внешнему краю, следя за тем, чтобы край был ровным, и не оставалось зазоров. Мне очень хотелось увидеть запевающих, и я решила в следующий раз постараться встать впереди процессии.
Когда обход мандира проходил с открытой стороны мандира, было слышно, что внутри играют музыканты. Пройдя круг, все вновь выстроились перед статуей Ганеши в стройные ряды. Охранницы стояли взявшись за руки, образуя цепь с краю. Проговорив три раза Ом и в заключение молитвы прокричав «Джай!» ("Слава! [Богу]"), постояли под звук колокольчика. Мы встали за цепью женщин-севадалов и наблюдали, как завершают обход мандира мужчины, которые следовали за нами на расстоянии 40-50 метров. В первом ряду шли музыканты: ударные инструменты, гармоника (ящик с клавишами, расположенными горизонтально, с раздуваемыми мехами).
После этого мы направились ко входу в малый мандир для Пуджи. И опять сели рядами грядок в ожидании, когда нас пропустят внутрь. Я оказалась первой в своем ряду грядки. Сидящим первыми дают пластиковые кружочки с номерками. Потом по номеркам вызывают определенный ряд. Поражает, как все продуманно, чтобы упорядочить такую огромную массу народа. Нас пропускают в зал и рассаживают. Севадалы также следят за тем, чтобы ряды были ровными, не оставалось пустот. Зал украшен символами разных религий – индуизма (знак «Ом»), буддизма (колесо сансары), зороастризма (чаша с огнем), христианства (крест), ислама (полумесяц), а также размещены портреты Саи Бабы, Ширди Бабы (предшественник Саи Бабы, по мнению последователей, его прежнее воплощение), статуя Ширди Бабы, бык Нанди и др,
17.00
Мы сидим на Ведай. Я чувствую выделение колоссальной массы энергии религиозной массы людей. И опять у меня возникает вопрос – для чего это? Куда идет эта коллективная энергия масс. В данный момент на сцене самодеятельными юными актерами разыгрывается мистерия – история Господа Кришны.
28.07.2015
Потерявшие Бога, разлученные с традицией, заблудившиеся в темноте духовного невежества, но томящиеся по Истине, люди едут в далекую страну Индия в поисках Бога. Едут, чтобы понять, что в действительности Он всегда с нами. Но чтобы раскрыть свое сердце, услышать его, почувствовать божественное присутствие, чтобы раскрыть сокровища, которые всегда с собой, понадобилось пройти долгий путь.
Помоги мне, Раббым, различать правду от лжи. Наносное от истины. Явное от выдуманного. Дай мне различать устремления души от пелены амбиций. И не потакать им, а быть такой, какой меня создал Бог. Для поклонения тебе. Не попадая на ловушки Эго. Открой глаза мне. Открой мне сердце. Чтобы вместить могла я в него весь мир бесконечный и прекрасный. Все твои создания. Без осуждения. Не следовать слепо авторитетам, а идти по начертанному тобой пути, не сходя с него. Прости меня Господи, за мои метания и беспокойный поиск. Лишь любовь мною движет. Вручаю тебе мою судьбу. Веди меня по дороге предначертанной. Чтобы быть источником любви, радости и счастья для всех, кто соприкасается со мной, для всех, ко окружает меня.
30.07.2015
Мы как сироты при живом Отце и Матери бродим вслепую в темноте, натыкаясь друг на друга – таких же заблудившихся сирот. Выпускаем свои шипы, думая, что мы так можем защитить себя. Забывая, что все мы и так всегда находимяся под Его защитой.
17.35
Пытаюсь увидеть мудрость в грубом методе обучения, стиле поведения учителя и не могу, не получается. Вижу только самодурство, невежество. Сегодня впервые за время пребывания мне стало дискомфортно. Если до сегодняшнего дня я просто смотрела на людей из Европы, России, которые участвуют во всем этом, как на заблудившихся, а на учителей, как на людей пользующихся слабостями людей, но это меня не расстраивало, а только озадачивало. То сегодня у меня упадок сил. Сказывается недосыпание, стресс. В этот день я начала выполнять свою практику коры – обхода большого Мандира. До этого дня все никак не могла решиться начать. В итоге решила, что вместо произнесения имени Шивы во время коры буду делать тасбих - произносить имена Аллаха. Когда шла по очередному кругу коры, отвлекаясь на мысли о прошедшем ночью инциденте (грубость учителя), поняла, что хочу войти в практику молчания. Именно в тот момент, когда я пришла к этому решению,  во время выполнения коры, порвался и рассыпался мой тасбих.
Когда всей группой шли вместе с Е. в большой Мандир, сняли обувь и заходили  в зал, Е опять девочкам сделала замечание в грубой форме («Что тащитесь?»). Все это воспринимают нормально, или по крайней мере, не показывают вида. А у меня от этого все просто переворачивается. Я это воспринимаю просто как хамство. Я не вижу здесь любви, не вижу мудрости. Я вижу только злость. И мне больно от этого. Но почему это меня так задевает? Даже если предположить, что, допустим, она не права. Почему это должно беспокоить меня? Это ведь меня не касается. Это ее характер, ее проблемы, ее карма. Это мне очередной урок. По крайней мене, то, что  решила войти в молчание – в этом есть ее заслуга. Она провоцировала меня на это. Я смотрю на нее, стараюсь понять. Проблема в том, что я не воспринимаю ее сегодняшнего замечания как работу над нашим Эго, а просто как вспышку накопившегося раздражения на нас за эти дни. Я готова работать над собой. Но трудно это делать под таким учительством. И уже подумываю о том, что, скорее всего после этой поездки уйду из школы. Поблагодарю за все, что она и В.А. дали мне. А они действительно дали. Но на этом этапе наши дороги, видимо, расходятся.
Я сижу в Большом Мандире и пишу все это, а в это время выступает одна делегация. Жалобно так, фальшивенько славят Саи Бабу по партитуре. Уже сколько концертных номеров просмотрено за все эти дни. У многих низкий уровень, самодеятельный. Есть и хорошие номера. Не чувствуется в них радости. Вот что странно. 
Радость в зале во время исполнения бхаджан появляется в конце мероприятия, когда звучат последние бхаджаны и начинают раздавать прасад (угощение). Самое радостное время – когда поют последний бхаджан (Джей, Сая, Нараяна). А в течение всего мероприятия большинство просто засыпает. На последних бхаджанах на экране появляются кадры с Саи Бабой. И все это называется «Сам Бог ступил на землю». При всем том, что это для меня сейчас звучит кощунственно, удивительно, что сумел создать этот человек. Идол. Колоссальный магнетизм исходит от этого невысокого ростом человека с огромной копной черных кудрявых волос. Даже через экран можно уловить какую волну обожания вызывает он у последователей. Так и написано везде «Бог (God)». Это, конечно, впечатляет, когда весь огромный зал на несколько тысяч человек в едином порыве пропевает завершающую мантру «ом, Шанти, Шанти, Щантихи. Самаста локах сукино бхаванту», и все пространство  вокруг и внутри тебя наполняется умиротворением, блаженным покоем и тонкой наполненностью. И я очередной раз убеждаюсь, что всю эту удивительную энергию создали эти люди, а инициатором всего этого был этот невысокого роста человек в оранжевой робе. Высвобождается огромная энергия от этой массы людей. Для чего? Вот в чем вопрос.
31 июля.
Сидим в зале. Очень много людей, выступления гостей, преданных с разных стран. 
Я задалась мыслью, есть ли в исламе личности, собирающие столько народу. Скорее всего нет. Сразу объявят не соответствующим ортодоксии и пути ахл-ас-сунна (последователей сунны, правоверия). Суфии не в счет. И необходимость ежедневной практики отталкивает многих. Там не получится достичь необходимого уровня духовного развития за короткое время, надо несколько лет последовательно выполнять ежедневный зикр и другое.
И теперь становится особенно понятно, что в исламе много привнесенных из индуистской традиции явлений, которые критически воспринимаются ортодоксами салафитами, которые проповедуют строгое единобожие, не признавая никаких заместителей в поклонении Единому Богу. Не признают поклонения так называемым проявлениям в виде людей, животных, статуй и предметов. Есть определенная мудрость в этом. Но если кто-то через эти так называемые проявления, символы может поклоняться, подразумевая Бога, ничего похого в этом не вижу. Хотя кто-то и может застревать на этих заместителях. Но кто-то действительно за этими заместителями видит только Единого творца. Любовь, с которой преданные обращаются к Саи Бабе, вызывает у меня принятие. Так умеют только дети...
И я думаю, что мы идем к Нему. Иначе нас не было бы здесь. И не смотря на то, что иногда кажется, что учителя  делают что-то не то, мы все равно продолжаем свой духовный рост. Несмотря ни на что. Это личный путь каждого. И каждый готов понять ровно столько, на сколько он готов и способен. Это зависит только от него.
Мои главные впечатления на сегодняшний день (за неделю пребывания в Ашраме):
1.     Индия – удивительная страна, цивилизация, сумевшая сохранить свою великую тысячелетнюю культуру.
2.     Удивительная сила – вера. Особенно когда наблюдаешь ее проявления в массовом выражении. Это огромная сила.

3.      Метод учительства, применяемый в школе очень специфичный. У меня есть подозрение, что здесь все держится больше на страхе и подавлении воли, чем на любви. И присутствует явно выраженный элемент зомбирования. Я подозреваю учителей в том, что не все их действия продиктованы готовностью способствовать нашему духовному росту, а зачастую они продиктованы элементарными особенностями их характера, в том числе негативным проявлениям их личности, как злость, жестокость, зависть, комплексы, страхи, мания величия и прочее.  Искренне надеюсь, что в последнем я ошибаюсь. Посмотрим, что будет дальше…

Комментариев нет :

Отправить комментарий